Чем государства похожи на взрослых, а народы на детей?
1. Не бывает плохих, или хороших детей и народов (далее - младшие).
2. Бывают плохие, или хорошие взрослые и государства (далее - старшие).
3. Старшие создают условия для жизни младших, определяют правила этой жизни и воспитывают младших согласно своей шкале хорошо-плохо.
4. Если младшие удовлетворены своим положением, то они и не претендуют на права и обязанности старших. Наивные младшие занимаются своими делами, испытывают собственные радости и огорчения и чувствуют себя вполне самостоятельными в созданных для них рамках. Они даже посмеиваются над прагматичными старшими. Но жить без старших они не могут.
5. Если младшим совсем становится невмоготу, то они могут или сбежать от своих старших, или даже устроить бунт. И все это только для того, чтобы найти себе других старших.
6. В любом случае, все конфликты между старшими и младшими происходят от того, что старшие не умеют обращаться с младшими, а не наоборот.
. . .
Такой список можно продолжать очень долго, но хочется остановиться и указать только одно исключение из этого ряда. Трудно сказать, насколько оно существенно, но взрослые без детей прожить могут, а государство без народа - нет.